Правила дорожного движения

1. Общие положения
2. Общие обязанности водителей
3. Применение специальных сигналов
4. Обязанности пешеходов
5. Обязанности пассажиров
6. Сигналы светофора и регулировщика
7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
8. Начало движения, маневрирование
9. Расположение транспортных средств на проезжей части
10. Скорость движения
11. Обгон, опережение, встречный разъезд
12. Остановка и стоянка
13. Проезд перекрестков
14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
15. Движение через железнодорожные пути
16. Движение по автомагистралям
17. Движение в жилых зонах
18. Приоритет маршрутных транспортных средств
19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
20. Буксировка механических транспортных средств
21. Учебная езда
22. Перевозка людей
23. Перевозка грузов
24. Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности
25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных
26. Нормы времени управления транспортным средством и отдыха

 
 
 
Раздел I: Общие положения
 
Статья 1. Основы
 
1.1. Этот документ, далее именуемый "Правила", задает основные принципы, которым должен следовать каждый участник дорожного движения в пределах Российской Федерации. Любые другие законодательные инициативы, затрагивающие дорожное движение, обязаны быть в гармонии с данными Правилами и не должны содержать положений, идущих вразрез с ними.
 
Статья 1. Терминология и Определения
 
1.2. В контексте этих Правил, важно понимать следующие термины:
 
"Автомагистраль" описывается как специально отмеченная дорога знаком 5.1, где дорожные полосы для противоположных направлений разделены между собой барьером или, если такового нет, ограждением, исключая перекрестки на одном уровне с другими путями, будь то для автомобилей, поездов, трамваев или дорожек для пешеходов и велосипедистов.
В данном разделе представлены коды и определения для различных типов транспортных средств.
 
Слово "велосипед" характеризует любое двухколесное средство передвижения, исключая коляски для инвалидов, которое приводится в движение физическим усилием человека с помощью педалей или ручных механизмов. Допускается наличие электромотора, ограниченного мощностью до 0,25 кВт, который автоматически выключается, если скорость превышает 25 км/ч. Эти правила были обновлены и вступили в силу с 1 марта 2023 года.
 
Под термином "автопоезд" подразумевается автомобиль, соединенный с одним или несколькими прицепами, работающий как единое механическое транспортное средство.
Лица, осуществляющие управление двухколесным транспортом, классифицируются как велосипедисты. Отведенная и знаком 4.4.1 обозначенная часть дорожной сети, которая геометрически разграничена и отдельно существует от магистралей для автомобилей и пешеходных зон, создана для их передвижения, а также для тех, кто применяет персональные устройства мобильности. С 1 марта 2023 года были внесены соответствующие изменения в определение этого пространства. Аналогичные обновления касаются и зоны для велосипедистов – специально выделенной области, которая используется данными лицами и владельцами индивидуальных средств передвижения, и которая имеет четкие границы, определяемые знаками 5.39 и 5.40, также эти нововведения вступили в действие начиная с марта 2023 года.
Лицо, осуществляющее управление транспортом, включая руководство стадом или рядом животных, используемых для передвижения, известно как водитель. Это определение также распространяется на тех, кто обучает управлению транспортными средствами.
 
Под термином "вынужденная остановка" понимается ситуация, когда передвижение транспортного средства приостанавливается вследствие его неисправности, потенциальной опасности, связанной с грузом, состоянием здоровья водителя или пассажира, или возникновения препятствия на пути следования.
 
Транспорт, функционирующий за счет двух или более разнообразных источников и систем накопления энергии, называется гибридным автомобилем, который использует эти системы для осуществления движения.
Дорожное полотно, утвержденное в качестве главной магистрали, определяется наличием соответствующих дорожных указателей с номерами от 2.1 до 2.3.7, а также знаком 5.1, или является таковым за счет своего твердого покрытия, например, асфальта или бетона, в сравнении с неутвержденными грунтовыми путями. Подобная классификация сохраняется независимо от того, есть ли на пересекающейся второстепенной дороге участок с аналогичным твердым покрытием; это не придает ей равный статус. 
 
Что касается "дневных ходовых огней", это специальные световые устройства на транспортных средствах, задействованные для повышения их заметности с передней стороны в дневное время.
Под понятием "дорога" понимается специально оборудованное или адаптированное пространство, предназначенное для перемещения автомобилей и других средств транспортировки. Компоненты дороги могут включать в себя не только само проезжее полотно, но и элементы, такие как трамвайные рельсы, пешеходные дорожки, краевые зоны и разделители, если они имеются.
 
Под "дорожным движением" понимается весь комплекс взаимоотношений, которые возникают в рамках перемещения людей и перевозки грузов, с использованием транспортных средств или без них, но в границах установленных дорожных маршрутов.
 
"Дорожно-транспортное происшествие" - это инцидент, связанный с транспортным средством во время его движения по дороге, который приводит к трагическим последствиям, таким как травмы или смерть людей, а также к повреждению транспорта, инфраструктуры, грузов или к другим видам материального урона.
Транспорт, предназначенный для общественного использования, такой как автобусы, трамваи и троллейбусы, которые курсируют по заранее определённым маршрутам и имеют фиксированные остановки для посадки и высадки пассажиров, относится к категории "маршрутное транспортное средство". Эти виды транспорта функционируют согласно правилам, установленным законодательством РФ, касающимся регулярных перевозок людей и багажа. На данную категорию начали распространяться новые положения с первого марта 2023 года.
 
Место, где автомобильная дорога пересекается с рельсами поезда на одной плоскости, известно как железнодорожный переезд.
 
Термин "механическое транспортное средство" охватывает транспорт, работающий на двигателе, включая разнообразные самоходные машины и тракторы. Однако велосипеды и устройства личной мобильности в эту категорию не входят. Новые определения и правила, касающиеся данного вида транспорта, также вступили в силу с марта 2023 года.
Двухколесное транспортное средство, иногда оснащенное дополнительным третьим колесом в виде боковой коляски, определяется как "мотоцикл", если его мотор, работающий на принципах внутреннего сгорания, имеет объем более 50 кубических сантиметров. В отличие от мотоцикла, "мопед" представляет собой транспортное средство с двумя или тремя колесами, скорость которого ограничена до 50 км/ч. Мопеды оснащены либо двигателем внутреннего сгорания малого объема (до 50 кубических сантиметров), либо электромотором с мощностью от 0,25 до 4 киловатт при продолжительной нагрузке. К этой категории также относятся квадрициклы, если их мощностные показатели соответствуют вышеупомянутым характеристикам мопедов.
Трициклы и квадрициклы, оборудованные рулевым управлением и сиденьями, характерными для мотоциклов, и весом до 400 кг (или до 550 кг для моделей, специализированных на грузоперевозках, за исключением веса батарей у электромоделей), а также с двигательной мощностью не более 15 кВт, считаются в категорию мотоциклов, если их скорость способна превышать 50 км/ч независимо от типа двигателя.
 
Термин "населенный пункт" определяется как зона с зданиями, границы которой указаны с помощью дорожных знаков 5.23.1 до 5.26, включительно, сигнализирующих о начале и конце населенного пункта.
Туман, осадки или наступление сумерек часто уменьшают обзорность дороги до 300 метров или менее, что описывается как "недостаточная видимость". Когда транспортное средство предпринимает манёвр, чтобы опередить другие машины, перемещаясь на полосу, предусмотренную для встречного трафика, и затем возвращается на свою полосу, этот процесс называется "обгоном". Вдоль дороги находится "обочина", часть, отделённая от основной проезжей части различиями в покрытии или разметкой 1.2., где водители могут останавливаться или парковаться в соответствии с дорожными правилами, обновлёнными 1 марта 2023 года.
Инструктор по вождению является специалистом, который преподает искусство управления автомобилем в учебном заведении, занимающемся подготовкой будущих водителей разных классов транспорта. Для работы в этой роли необходимо соответствие профессиональным стандартам, если таковые имеются, и критериям, прописанным в справочниках квалификаций. 
 
Ученик, стремящийся научиться вождению, - это человек, который получает начальные знания и навыки по управлению транспортными средствами, соответствующими определенным категориям. Этот процесс происходит в рамках специализированного учебного заведения, где он проходит обязательное профессиональное обучение и изучает правила дорожного движения.
Водитель может столкнуться с тем, что его способность видеть дорогу перед собой становится ограниченной. Это может произойти из-за различных препятствий, таких как контуры земли, дорожные конструкции, растения, здания и другие структуры, а также стоящие поблизости автомобили.
 
Существуют моменты во время езды, когда продолжать движение без изменения скорости или направления становится опасным. Такие моменты могут привести к аварии, если водитель не предпримет меры для изменения своего маршрута или скорости движения.
 
Некоторые грузы, перевозимые на дорогах, представляют собой особую угрозу. Это могут быть материалы или отходы, опасные из-за своих характеристик, которые могут вызвать серьезные последствия для здоровья людей, окружающей среды или привести к разрушению имущества в случае их выпуска или неправильной транспортировки.
Когда один автомобиль ускоряется для того, чтобы пройти мимо другого, движущегося в том же направлении, этот маневр называется обгоном.
 
Транспортировка восемь и более несовершеннолетних пассажиров без сопровождения родителей или опекунов в транспортном средстве, не предназначенном для регулярных маршрутов, рассматривается как контролируемая перевозка несовершеннолетней группы.
 
Когда сформирована цепочка из минимум трех автомобилей, следующих друг за другом в одной полосе и оснащенных включенными в течение всего пути фарами, а первое транспортное средство отличается специальными цветовыми обозначениями на внешних поверхностях и мигающими огнями красного и синего цветов, это называется организованной транспортной колонной.
Группа пешеходов, сформированная согласно разделу 4.2 норм дорожного движения, идет вместе по тротуару в одно и то же направление и известна как "координированный пеший марш".
 
Когда транспортное средство преднамеренно останавливается на срок до пяти минут или дольше, если это требуется для входа или выхода пассажиров, либо для погрузочно-разгрузочных работ, этот процесс называется "стоянкой".
 
"Убежище для пешеходов" представляет собой специально устроенный элемент на дороге, который служит для разделения полос движения, включая велосипедные дорожки и трамвайные пути, выделенный над уровнем дороги бортовым камнем или отмеченный с помощью средств дорожной разметки, и предназначенный для временной остановки пешеходов при их переходе через дорогу.
Обустроенный участок на дороге, именуемый "направляющим островком", может быть частью полосы, что делит проезжую часть и включает в себя место для пересечения пешеходами. Этот элемент, который может находиться как на уровне дороги, так и выше её поверхности, способствует более безопасному разделению потоков транспорта и пешеходов, а также их совместному перемещению.
 
"Место для стоянки автомобилей" представляет собой специфически отведенный участок, который может быть как частью улично-дорожного комплекса, так и примыкать к дорогам, тротуарам, обочинам, мостовым и эстакадным конструкциям, а также располагаться под мостами или эстакадами, на открытых площадях или включать в себя пространства при зданиях и других сооружениях. Это пространство оборудуется для упорядоченного размещения автотранспорта и может быть как платным, так и бесплатным в зависимости от решения владельцев дорог, земельных участков или соответствующих построек.
Любой индивид, не управляющий автомобилем, но пребывающий внутри или осуществляющий посадку либо спуск с транспортного средства, идентифицируется как пассажир.
 
В то время как перекресток определяется как точка, где дороги на одной плоскости либо сходятся, либо расходятся, либо присоединяются друг к другу. Это место можно представить в виде зон, ограниченных воображаемыми линиями, которые соединяют диаметрально противоположные края, самые отдаленные от центральной точки перекрестка, где дороги изгибаются. Отметим, что въезды с сопредельных территорий в категорию перекрестков не входят.
Изменение положения на дороге означает осуществление маневра с целью покинуть текущую полосу или ряд, при этом не меняя направления, в котором транспортное средство первоначально двигалось.
 
Любой человек, который не управляет транспортным средством и находится на дороге, тротуаре или дорожке для велосипедистов и пешеходов, исключая тех, кто выполняет на них работы, считается пешеходом. Эта категория также включает лиц с ограниченными возможностями, которые пользуются колясками, всех, кто толкает или ведет велосипеды, мопеды, мотоциклы, а также тех, кто перевозит сани, использует ручные тележки, коляски для детей или инвалидов. Дополнительно к пешеходам причисляются те, кто перемещается на роликовых коньках, самокатах и других подобных устройствах. Эти определения вступили в силу с первого марта 2023 года.
Территория, зарезервированная исключительно для ходьбы людей, носит наименование "Пешеходная зона". Она имеет четкие границы, которые указываются с помощью специальных табличек с номерами 5.33 для начала и 5.34 для окончания зоны. Вдоль трассы, зарезервированной для пеших граждан, пролегает "Пешеходная дорожка", представляющая собой полосу, предусмотренную либо специально созданную для безопасной ходьбы, и она укомплектована индикатором 4.5.1.
 
Ещё существует маршрут, сооруженный для двух типов пользователей: велосипедистов и пешеходов, который носит название "Пешеходная и велосипедная дорожка". Это специально выделенный участок, где оба вида участников дорожного движения могут перемещаться вместе или порознь, и который снабжен знаками с номерами от 4.5.2 до 4.5.7. С марта 2023 года введены актуализации, касающиеся этого пункта.
Область, предназначенная для пересечения пешеходами дороги или трамвайных колей, называется "пешеходным переходом". Эта зона выделяется специфическими дорожными знаками (5.19.1 и 5.19.2) и (или) соответствующей дорожной разметкой (1.14.1-1.14.2, 1.14.3). Если дорожные разметки нет, то границы такой зоны определяются пространством между двумя указанными знаками. Соответствующие изменения в правилах начали действовать с первого марта 2023 года.
 
Для справки: вышеупомянутые числа относятся к классификации дорожных знаков и разметки.
 
Термин "полоса движения" относится к части дороги, разделенной на продольные участки для проезда транспортных средств в один ряд. Эти участки могут быть как с разметкой, так и без неё, при условии, что их ширина достаточна для проезда автомобилей.
Дорожная полоса, выделенная специально для велосипедистов и мопедистов, является отдельной частью дороги, ограниченной разметкой и помеченная знаком, который имеет номер 5.14.2, что указывает на её специфическое предназначение.
 
Под "приоритетом" понимается особое право участника дорожного движения иметь возможность проезда до других транспортных средств, опираясь на установленные правила дорожного движения, что позволяет ему двигаться в выбранном направлении без ожидания.
 
В контексте дорожного движения, "препятствие" означает любой недвижимый объект, который встречается на пути и мешает свободному проезду, такой как неработающий автомобиль, поврежденное транспортное средство, дефекты дорожного покрытия или любые другие элементы, препятствующие нормальному движению по данной полосе.
Территория, которая расположена рядом с дорогой и используется не для проезда, например, стоянки, жилые зоны, заправки, комплексы предприятий и подобные места, считается "прилегающей территорией". По этим зонам можно перемещаться, следуя установленным Правилам.
 
Объект, который может создавать помехи на дороге, например остановленный транспорт в соответствии с правилами, не рассматривается как препятствие для движения.
 
Также существует понятие "прицеп", которое описывает транспортное средство без двигателя, предназначенное для соединения и передвижения с механическим транспортом. Этот термин также относится к полуприцепам и специальным прицепам-роспускам.
Элемент дорожной структуры, известный как "разделительная полоса", служит для визуального и физического отделения различных участков дорожного полотна, включая проезжие части, трамвайные пути, а также специализированные полосы, такие как маршрутное транспортное направление или велосипедная дорожка. Она обозначается посредством конструкции или дорожной разметки 1.2 и не предназначена для движения или остановок транспорта. В отличие от этого, "проезжая часть" представляет собой ту часть дороги, которая используется для перемещения транспортных средств, движущихся не по рельсам. Соответствующие изменения в регулировании этих элементов дорожной инфраструктуры начали действовать с 1 марта 2023 года.
Когда говорят о "разрешенной максимальной массе", имеют в виду вес полностью загруженного автомобиля, включая груз, водителя и пассажиров, который не должен превышать предел, заданный производителем. Если речь идет о группе соединенных и движущихся как единое целое транспортных средств, их общий допустимый вес определяется как сумма максимально разрешенных масс каждого из них.
 
В случае "регулировщика", это относится к индивидууму, которому официально предоставлены права управлять дорожным потоком с помощью знаков, соответствующих стандартам, утвержденных правилами, и который активно выполняет эту функцию.
Лица, наделенные ответственностью за контроль транспортного потока, должны быть удостоверены визуально через специализированный наряд либо носить узнаваемые символы и оборудование. В эту категорию входят представители силовых структур, такие как полицейские и военная инспекция, а также работники, занимающиеся содержанием дорог, и те, кто осуществляет надзор за безопасностью на перекрестках с железной дорогой и местах переправы через водные пространства. Кроме того, к этой же группе причисляются специализированные сотрудники, занимающиеся вопросами безопасности на транспорте, в частности, проведением различных уровней досмотра и визуального контроля, а также проведением бесед в рамках задач по обеспечению безопасности передвижения. Область их полномочий в сфере управления дорожным движением определена нормативным актом Правительства РФ, выпущенным 15 сентября 2020 года.
Документ № 1442 касается классификации определенных сегментов транспортной сети, включая автодороги, железные дороги, речные пути, а также взлетно-посадочные площадки. В нем уточняются детали, относящиеся к инфраструктурным объектам, способствующим движению транспорта, включая здания и сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, транспортных средств, а также для погрузочно-разгрузочных работ и хранения опасных грузов, перевозка которых предполагает наличие специального разрешения. Дополнительно данный акт отменяет ряд ранее действующих положений и актов, утративших актуальность в контексте современных требований транспортной безопасности и регулирования.
С первого марта 2023 года приняты новые определения:
 
Когда автомобиль останавливается на срок свыше пяти минут без активности, связанной с погрузкой или выгрузкой товаров и людей, это теперь называется "стоянкой".
 
Период, когда утро ещё не наступило, а вечерняя тьма уже опустилась, получил название "тёмное время суток".
 
Средства перемещения, задействованные для транспортировки людей, грузов или установленного оборудования по дорожной сети, с этого момента именуются "транспортными средствами".
 
Часть дорожного полотна, выделенная специально для ходьбы людей и разграниченная с проезжей частью, велодорожкой или газоном, теперь официально обозначается как "тротуар".
Обязанность "не мешать движению" подразумевает, что лицо, управляющее транспортным средством или иным образом участвующее в дорожном движении, не должно предпринимать действия, например, выезжать на дорогу, продолжать движение или выполнять маневры, которые могут принудить других участников с приоритетом на дороге к корректировке их скорости или траектории движения.
 
Любое лицо, которое прямо взаимодействует с дорожным движением, будь то в качестве водителя, пешехода или пассажира, признается "участником дорожного движения".
 
Транспортное средство, определенное как "школьный автобус", это не просто автобус, но транспорт, специально оборудованный для безопасной перевозки детей согласно законодательным стандартам. Этот автобус должен находиться в собственности или быть законно приобретенным дошкольными или общеобразовательными учреждениями.
Транспорт на электрической тяге, который получает энергию для своей работы от внешних источников питания, известен как электромобиль. 
 
В рамках обязательств, возложенных на водителей и других участников дорожного движения, они должны строго придерживаться установленных правил, включая соблюдение сигналов светофора, дорожных знаков, разметки и следование указаниям дорожных инспекторов, обладающих соответствующими полномочиями.
 
Также установлено, что передвижение всех видов транспортных средств должно осуществляться по правой стороне дорог.
В рамках правил дорожного движения, участникам необходимо вести себя ответственно, чтобы избежать угрозы безопасности и избегать нанесения ущерба. Важно подчеркнуть, что любые действия, влияющие на целостность и чистоту дорожного покрытия, категорически запрещены. Это касается не только физического повреждения или засорения дорог, но и незаконного манипулирования дорожными знаками, светофорами и прочими устройствами, цель которых - поддержание порядка на дорогах.
 
Если по какой-то причине на дороге возникают препятствия, ответственность за их устранение лежит на том, кто их создал. В случае, если препятствие устранить самостоятельно не удается, необходимо незамедлительно предупредить других участников дорожного движения о возможной опасности, используя все доступные способы, и сообщить о произошедшем в полицию для дальнейшего регулирования ситуации.
В соответствии с текущими законами, любые индивиды, пренебрегшие положениями Дорожного кодекса, подлежат установленной законом ответственности.



  • Профиль - лучшая автошкола в Тольятти! Приглашаем всех!
    Наши преимущества
    - Опытная команда инструкторов
    - Классы с современным оборудованием
    - Большой парк автомобилей
    - Собственный автодром
    - Удобное расписание занятий

Об автошколе

Автошкола Профиль более 20 лет является одной из лучших в Тольятти. Опытные инструкторы профессионально обучают вас вождению. Во время теоретических занятий вы освоите ПДД и практические занятия, которые помогут вам стать уверенным водителем. Выпускники нашей автошколы всегда показывают высокий уровень подготовки при сдаче экзаменов в ГИБДД как теоретическую часть так и практику - вождение по городу.
Предоставляем обучение на права в Тольятти по следующим адресам. Главный филиал автошколы расположен по адресу Революционная 72А (6 квартал) в Автозаводском районе г Тольятти, в 9 квартале по адресу бульвар Туполева, 12 А ТЦ «Вояж» и  в 19 квартале на ул. 70 лет Октября, 38.
Наши преподаватели и инструкторы регулярно получают повышение квалификации. Занятия по вождению проходят на специально оборудованном транспорте для вашей безопасности и эффективного обучения вождению. Автошкола Профиль имеет государственную аккредитацию по подготовке водителей категории В.
Автошкола для нас не просто работа - это любимое дело! Выпускники нашей автошколы рекомендуют нас друзьям и знакомым, потому что у нас гарантированно высокий уровень обучения на права.  Дружный коллектив автошколы Профиль всегда готов прийти на помощь абитуриентам.
Основа нашей работы - ответственный подход к обучению, грамотное построение учебной программы, глубокое понимание психологии обучающихся и собственный автодром.
Мы не просто готовим к экзамену в ГИБДД, но объясняем как понимать и чувствовать автомобиль, сохранять спокойствие на дороге в любой ситуации, «видеть» дорогу и «читать» сложные участки на ней, оставаться спокойным и уверенным в случае ДТП и вести грамотный диалог с сотрудниками ГИБДД.
Автошкола Профиль предоставляет места на экзамен в ГАИ и автомобили для учеников других Автошкол.
Подробности по телефону +7 (927) 701-92-75

Стоимость обучения

Оставьте заявку

Запишитесь на обучение

Заполните заявку на обучение в автошколе "Профиль", администратор свяжется с Вами в ближайшее время.


CAPTCHA

x

Заполните форму

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Нажимая на кнопку вы принимаете Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение

x

Заполните форму

Нажимая на кнопку вы принимаете Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение

x

Заполните форму

Нажимая на кнопку вы принимаете Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение

x

Заполните форму

Нажимая на кнопку вы принимаете Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение

x

Заполните форму

Нажимая на кнопку вы принимаете Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение